История православных праздников восходит ко временам Ветхого Завета. К православным примыкают и праздники, берущие свое начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников. Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных. В 4—6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю. Рождественские подарки и украшения (Фото: Cheryl E. Davis, Shutterstock) Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедывающих христианство, а также у иудеев и магометан. По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей — неподвижной и подвижной. Неподвижная часть церковного календаря — это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней. Храм Христа Спасителя в Москве (Фото: Shutterstock) Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников. Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события — так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в нашем календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.
Хор КДАиС и Киево-Печерской Лавры, стихира в начале утрени, глас 6-й: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!
День святого Николая имеет религиозные корни и традиции празднования, выработанные в народе веками. Православные чествуют святого Николая, известного многими чудесами, 19 декабря. Его называют подражателем святой жизни Христа и носителем добродетели. Католики почитают память св.Николая ежегодно 6 декабря как покровителя путешественников и детей.
Николая высоко чтут на Востоке и Западе, его имя окружено массой народных сказаний. Многочисленны сказания об исцелениях, исходящих от икон Николая. Есть легенды о покровительстве моряков и мореплавания, защите от пожара, о строительстве храмов, о наказании предсказателей погоды, о помощи вступающим в брак, о заботливом отношении к детям.
Рождественские праздники в Европе начинаются именно со дня св.Николая. В Х веке в Кельнском соборе в день памяти Николая ученикам церковно-приходской школы стали раздавать сладости, а позже в Германии в домах стали вывешивать башмачки или носочки для того, чтобы святой Николай положил туда детям подарки. Эти традиции быстро распространились по всей Европе. Правда, подарки получают в этот день только послушные дети, а непослушных ждут розги. Но в ожидании праздника дети стараются не шалить и без подарков от св.Николая не остается никто.
Согласно одной из легенд, в глубокой древности в городе Мира (на юго-западе Малой Азии) жил юноша по имени Николай. Он был единственным сыном богатых родителей, но рано осиротел. Николай жил погруженным в мир науки, из дома выходил редко. Однажды от старого слуги юноша узнал, что одна бедная девушка, жившая на окраине города, не может выйти замуж, поскольку у нее нет приданого. "У меня есть все, что я хочу. А где-то рядом страдают люди", - подумал Николай. Он взял из сокровищницы нужную сумму и под покровом ночи, накинув темный плащ с капюшоном, чтобы его никто не узнал, пробрался к дому девушки и подбросил сверток с деньгами ей в окно. Наутро по городу прошел слух, что приходил ангел небесный. Еще много добрых дел совершил Николай для бедных горожан, оставаясь незамеченным и приводя в замешательство весь город. Он незаметно приносил в их дома игрушки и теплые вещи для детей, лекарства для больных. С тех пор каждый год в декабре святой Николай приходит на землю и приносит детям подарки
Все даты в формате GMT
5 час. Хитов сегодня: 33
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет